«

»

Май 15 2018

Прокуратура информирует

Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» исключена необходимость проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов и отдельным вопросам в поселениях, в которых полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан.
Кроме того:
— полномочия по обеспечению схода граждан передаются от главы местной администрации главе муниципального образования;
— устанавливается правовой статус старосты сельского населенного пункта;
— уточняются особенности действия правовых актов органов государственной власти при передаче отдельных полномочий органам местного самоуправления и в обратном порядке;
— корректируются сроки начала и прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений;
— корректируются правила использования сетевых изданий в целях опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления.
Устанавливается, что законы субъектов РФ, регулирующие вопросы деятельности и статуса старост сельских населенных пунктов (сельских старост), подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу.
Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 18.04.2018, вступил в силу 29.04.2018.

Федеральным законом от 18.04.2018 N 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешено проводить контрольные закупки при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Соответствующие нормы включены в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Установлено, что контрольные закупки могут проводиться органами контроля (надзора) без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и с уведомлением органа прокуратуры.
Кроме того, указывается, что при отсутствии нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольной закупки проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ.
Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 18.04.2018, вступил в силу 29.04.2018.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации» устанавливается, что в случае внесения в генеральные планы поселений, городских округов изменений, предусматривающих строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры) поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.
Закон опубликован на интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.

Федеральным законом от 18.04.2018 N 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» введена новая мера пресечения для подозреваемых и обвиняемых — запрет определенных действий.
Запрет определенных действий избирается по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.
При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.
Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании данной меры пресечения может возложить следующие запреты (все запреты или отдельные из них), в том числе:
выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
общаться с определенными лицами;
использовать средства связи и сеть Интернет;
управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Установлены сроки применения и определен орган, осуществляющий контроль за соблюдением отдельных указанных запретов.
В целях осуществления контроля за соблюдением запретов могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством РФ.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств суд может изменить эту меру пресечения на более строгую.
Отдельные указанные запреты могут возлагаться судом на подозреваемого и обвиняемого также при избрании мер пресечения в виде залога и домашнего ареста.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 18.04.2018, вступил в силу 29.04.2018.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» установлено, что закон направлен на обеспечение исполнения решений суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ.
В ч. 6 ст. 53.1 Уголовного кодекса РФ внесена поправка, согласно которой в случае признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания неотбытая часть наказания будет заменяться лишением свободы. Ранее данная норма предусматривала замену принудительных работ лишением свободы только в случае уклонения осужденного от их отбывания. В то же время в Уголовно-исполнительном кодексе РФ в настоящее время содержится норма, согласно которой в отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.
Кроме того, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, содержащийся в УПК РФ, дополнен вопросами:
о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания;
о заключении под стражу осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.
Также внесенными в статью 398 УПК РФ поправками установлено, что исполнение приговора об осуждении лица к принудительным работам может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из оснований, указанных в данной статье.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» подписан об усилении борьбы с нарушениями в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С этой целью Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 200.4 и 200.5.
Статьей 200.4 устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.
Статьей 200.5 вводится ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой.
Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета.
Настоящим Федеральным законом:
наименование статьи 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием платежных карт» изменено на «Мошенничество с использованием электронных средств платежа»;
по статье 158 УК РФ («Кража») предусмотрена уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, и электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ);
по статьям 159.3 УК РФ и 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации» снижено пороговое значение крупного размера с одного миллиона пятисот тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей, особо крупного — с шести миллионов рублей до одного миллиона рублей;
альтернативное наказание за мошенничество с использованием электронных средств платежа в виде ареста на срок до четырех месяцев заменено лишением свободы на срок до трех лет;
часть третья статьи 159.6 УК РФ дополнена новым квалифицирующим признаком — деяние, совершенное с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» скорректированы составы преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ.
Настоящим Федеральным законом внесены изменения в статьи 216 и 217 Уголовного кодекса РФ.
В частности, в наименовании и абзаце 1 части 1 статьи 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» исключено слово «горных».
Статья 217 УК РФ теперь называется «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», а диспозиция ее части 1 распространяется на лиц, допустивших указанное нарушение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба.
Кроме того, утратившей силу признается статья 269 УК РФ «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов». Одновременно внесены корреспондирующие изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся статьи 269 УК РФ, а именно в часть 1 статьи 31 УПК РФ, регламентирующую подсудность уголовных дел, а также в подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ, регламентирующую подследственность.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования: с 21.10.2018.

Федеральный закон от 18.04.2018 N 82-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму».
Координация мероприятий по профилактике терроризма, а также по ликвидации последствий его проявлений на территориальном уровне будет обеспечиваться коллегиальным органом.
Установлено, в частности, что для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений могут формироваться соответствующие коллегиальные органы на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта РФ. Положение о коллегиальном органе и его состав утверждаются его руководителем.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования:18.07.2018.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» дополнено положение, согласно которому аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.
Порядок передачи информации о таких сделках или финансовых операциях устанавливается Правительством РФ. При этом аудитор не вправе разглашать факт передачи такой информации.
Определено также, что Росфинмониторинг по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) за исполнением требований закона о противодействии легализации преступных доходов. Указанный закон дополнен определением личного кабинета и целями его использования.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 88-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что с 1 января 2018 года не облагаются НДФЛ суммы ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей.
Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» введены дополнительные меры государственной поддержки малообеспеченных семей.
В связи с этим в статью 217 НК РФ внесено изменение, предусматривающее включение в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Положения закона распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Закон вступил в силу с официального опубликования: с 23.04.2018

Федеральным законом от 23.04.2018 N 98-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
К числу таких доходов отнесены:
гранты, премии и призы по результатам участия в мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ;
доходы в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (в установленных пределах) и предоставления помещения во временное пользование, производимой некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ.
Соответствующие положения закона распространяются на правоотношения с 1 января 2018 года.
Принятым законом предусматриваются также одинаковые условия освобождения от налогообложения НДФЛ доходов добровольцев (волонтеров), получаемых ими как в денежной, так и в натуральной формах. Данные изменения вступают в силу с 1 мая 2018 года.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены правки юридико-технического характера.
Так, изменениями:
скорректированы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере технического осмотра в части установления предельного размера платы за проведение технического осмотра, осуществления контроля за соблюдением предельного размера платы и установленного размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;
уточнено, что к полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере техосмотра относится не ведение учета бланков талонов техосмотра, а ведение учета бланков диагностических карт;
предусмотрено, что оператор технического осмотра при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств обязан не отказывать в выдаче диагностической карты, а указать в диагностической карте данное несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 N 530 «О внесении изменения в подпункт «б» пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» актуализированы основания для проведения внеплановой проверки работодателей.
Поправки внесены в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 N 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации», которым расширены основания для проведения внеплановой проверки.
В соответствии с данным Законом закреплено новое основание для внеплановой проверки — поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юрлиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, его ненадлежащего оформления или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Документ вступил в силу с 11.05.2018.

Федеральным законом от 23.04.2018 N 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 53 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция на чемпионате мира по футболу 2018 года повлечет за собой возбуждение дел об административных правонарушениях без предварительной выдачи предупреждения.
Согласно действующему порядку принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении запрета на иные формы недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 закона о защите конкуренции) без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. При условии выполнения предупреждения дело не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности.
Поправками в законы о защите конкуренции и о подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года недобросовестная конкуренция исключена из перечня нарушений антимонопольного законодательства, при совершении которых выдается предупреждение, и данное нарушение повлечет за собой возбуждение дела об административных правонарушениях.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018, вступил в силу 04.05.2018.
Указанные положения применяются по 15 августа 2018 года включительно.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен статьей об особенностях исполнения требования об удалении из Интернета информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Определено, что в случае, если должник в течение установленного срока не исполнил добровольно содержащегося в исполнительном документе требования об удалении указанной информации, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к такой информации.
В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления об ограничении доступа судебный пристав-исполнитель направляет его в Роскомнадзор. Постановление является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23.04.2018 и с этого же дня вступил в силу.

Федеральным законом от 18.04.2018 N 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вводится новая форма общественного контроля за работой органов исполнительной власти субъекта РФ по организации детского отдыха.
Настоящим Федеральным законом установлено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей должно осуществляться публично, и обращения родителей (лиц их заменяющих), направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальном сайте органа государственной власти субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, полномочия Минобрнауки России дополняются утверждением формы типового договора по оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, а полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей — утверждением списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения организованными группами детей и размещение указанной информации на своем официальном сайте.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 18.04.2018, вступил в силу 29.04.2018.

Федеральным законом от 18.04.2018 N 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2019 года сухие деревья, кустарники или их части, которые были повалены на землю из-за природных явлений (валежник), граждане смогут собирать без опасения получить штраф.
Новыми поправками в Лесной кодекс РФ валежник приравнен к недревесным ресурсам.
Согласно ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд и осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Конституционный Суд РФ предоставил гражданам возможность завершить высшее образование вне зависимости от числа отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
Как следует из подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае если первая отсрочка была предоставлена гражданину, достигшему совершеннолетия в период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения в образовательной организации или научной организации по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с обучением по программам бакалавриата на время их освоения, но не свыше сроков получения высшего образования по этим образовательным программам, то повторно он вправе воспользоваться отсрочкой для обучения по очной форме обучения в образовательной или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.
Соответственно, граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (т.е. с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию и сроков освоения соответствующих образовательных программ общего образования), оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации и освоения образовательной программы среднего общего образования одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.
Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования в общеобразовательной организации в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры — притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование — не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, принимая при этом во внимание, что настоящее Постановление само по себе не может расцениваться как ориентирующее на использование в качестве правового средства его исполнения отмены отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Помощник прокурора района М.М. Гилязев